вторник, 24 июня 2008 г.

Согласно принятому в этой школе взгляду, субстанция есть ингерирующая причина своих качеств (causa

Согласно принятому в этой школе взгляду, субстанция есть ингерирующая причина своих качеств (causa materialis samavayikaranam). Причина же всегда предшествует своему действию. Следовательно, субстанция должна предшествовать во времени появлению своих акциденций. Должен существовать такой момент, когда субстанция существует без своих качеств и затем уже соединяется с ними. Вайшешики были принуждены прибегнуть к такому объяснению, вероятно, под влиянием полемики с буддистами. Как мы уже видели, последние (йогач-ары) один из главных своих аргументов против реальности объектов внешнего мира видели в том, что связь субстанции с акциденциями, как она нами мыслится, не может быть создана под влиянием объектов внешнего мира. Вайшешики не останавливались перед абсурдом, для того, чтобы только как-нибудь объяснить реальность этого отношения. Вероятно, автором этого объяснения был Удаяна-ачарья. Он говорит: когда рождается субстанция (например, полотно), пока она рождается,107 не имея еще своих качеств, например, пока соединение ее с последней ниткой не создало еще куска полотна..., такое время называется моментом; иначе говоря, имеется наличность всех факторов (вызывающих данное явление), а явление еще не родилось, вот, вкратце, что такое момент. Кешавамишра108 развивает эту мысль более подробно: горшок является ингерирующей причиной находящегося в нем цвета и других качеств. Но могут возразить: горшок создается тогда же, когда создается его цвет и другие качества. Поэтому, вследствие такой одновременности между субстанцией и ее свойствами не может быть причинной связи, так как нет последовательности. Следовательно, горшок и тому подобные предметы не могут быть ингерирующей причиной РР. VII. Р. 137 (Bibl. Buddhica). Camkara на Vedantasutra II. 2. 20 и II. 2. 28. Ср. NS. Ill 2. 11-13 и Nbh, NV, NVTT. 380 и след., NK. 71 и след. Ср. Aniruddha на SS. I. 3439 и 44-46. Ср. Kiranavali. Benares Sanscrit Series. 50. P. 118. принадлежащих им цвета и других качеств; ингерирующая причина есть разновидность причины вообще (следовательно, она должна предшествовать действию) На это мы отвечаем: субстанция и ее свойства не появляются в одно и то же время, но сначала непременно появляется предмет без своих качеств, а затем уже появляются ингерирующие в нем качества. Строительство Дома

Комментариев нет: