вторник, 24 июня 2008 г.

е. голый факт бытия. «Деятельность органов чувств при восприятии,— говорит Вачаспатимишра,— в позна

е. голый факт бытия. Деятельность органов чувств при восприятии, говорит Вачаспатимишра, в познании не имеет значения, а имеет его лишь один голый факт бытия (sattaiva, ср. NVTT. 254 Подробнее об этом см. ниже, в главе об учении брахманских систем Cp. bhrantam anumanam, NBT. 7. 12. Мы уже выше указали на то, что anumana тут является синонимом vikalpa 'мышления*. Ср. также NVTT. 339- 21 и след., где познание и мышление называются ложными: ahkam о восприятии. 255 Ср. NVTT. 94- 28, где arthalocana противополагается anugatasmarana. 25*6 prathamam, там же, ср. коммент.: savikalpakat prathamam. 86. 9)- Тот же писатель, характеризуя буддийское понимание понятие бытия, прибавляет очень интересную подробность: бытие есть утверждение, т. е. утвердительное суждение (sad ityapi vidhirupam, NVTT. 338. I). Дхармоттара так же отождествляет понятие бытия, или истинно-сущего реального объекта (vastu, NBT. 13- 18: vastucabdah paramarthasatparya-yah) с понятием утвердительного суждения (vidhi, NBT. 24. 16: vastusadhanau, vidheh sadhanau). 257 Так как всякое познание выражается в суждении, то понятно, что и всякое восприятие есть не что иное как суждение, причем, конечно, прежде всего суждение утвердительное, так как отрицательные суждения основаны на особом принципе и имеют как то будет выяснено в своем месте, хотя не прямое, но все же утвердительное значение. Восприятие синего цвета или горшка, есть по существу утвердительное суждение, имеющее такую форму: 'это есть синий цвет', 'это есть горшок'. В таком суждении нужно различать два элемента. Во-первых, элемент 'это есть', заключающий в себе голый факт бытия без всяких определений, или утверждение. Во-вторых, 'синий цвет', 'горшок' и т.п., заключающее в себе определение этого бытия в известной форме. Первый элемент есть единичная сущность, момент. Второй есть познание этой единичной сущности путем подведения ее под соответствующее понятие. Первый элемент представляет собой истинно-сущее, реальный элемент познания, второй не заключает в себе ничего реального. такси бизнес

Комментариев нет: